Чтобы погрузиться на самую глубину и начать разговор о третьем слое, мы должны ответить на два вопроса. Между чем выбирают герои? И что видят в погребе те, кто в него спускается? Ответ на первый вопрос – между разумом и сердцем. Ответ на второй вопрос – в погребе герои видят ту версию своей жизни, при которой они делали бы выборы, руководствуясь сердцем. И здесь становится понятно, что в глубинной основе произведения лежит тема сердца.
Первый слой считывается при поверхностном просмотре и не требует специального погружения. Это тема противостояния обычного, не наделенного властью деда с огромной бюрократической машиной, которая персонифицирована в лице чиновника. Особенность здесь в том, что дед является хранителем некоего макгаффина.
Макгаффин так воздействует на приближающихся к нему, что его можно воспринять лишь как чудо, недоступное человеческому пониманию. Но во внутреннем мире чиновника преобладает постоянное рационализаторство и уже автоматическая алчность. Поэтому такое понятие, как чудо, находится вне его мировоззрения, оно просто вытеснено, для него нет места. Исходя из этого вырастает вывод, что чиновник – это холодный ум, а дед – горячее сердце.
Говоря о первом слое, мы пришли к теме двух противоположностей, т. е. дуальности. А дуальность всегда подразумевает выбор между одним и другим. И именно размышление о таком явлении, как выбор, и является вторым слоем произведения. Дед дискутирует на тему выбора как с соседом, так и с чиновником. Майор выбирает лезть в погреб или нет.
Сердца в противовес рацио (или, если угодно, Души в противовес Эго). Свет из погреба пульсирует, изображая сердцебиение. Майор держится за сердце, выбравшись из погреба. Дед говорит соседу, что «сердцем чует». А если прибегнуть к семантическому подходу, то от слова «сердце» мы перейдём к слову «сердцевина». Да, сердцевина, ведь после разрушения района остаётся только его сердцевина – гараж с погребом внутри. Таким образом, данная история — попытка напомнить зрителю, что даже в наш век навязчивой социализации нет ничего важнее сердечных помыслов, сердечных отношений.
Даже такие мимолетные персонажи, как соседи деда, выбирают расселение, а потом меняют свой выбор. И, конечно же, сам дед выбирает идти до конца в защите погреба, и в результате именно этот выбор помогает ему до конца осознать свою великую миссию хранителя тайны погреба.